Пояснительная записка
В учреждении образования значимым направлением в образовательном процессе является воспитание здорового человека. Обучающийся – это бурно растущий и постоянно развивающийся организм. При составлении меню следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма. Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Растёт число обучающихся с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения и др. заболеваниями. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, слабый медицинский контроль, но и плохое питание. В связи с этим организация питания во время пребывания обучающихся в учреждении образования является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддерживания здоровья детей и подростков. Для реализации комплекса мер по организации питания обучающихся в учреждении образования необходимо повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания.
Нормативное правовое обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году;
Методические рекомендации по разработке и реализации в учреждениях общего среднего образования Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы питания обучающихся.
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся культуры питания
ЗАДАЧИ:
- предоставить качественное, безопасное и сбалансированное питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся;
- повысить уровень знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризировать и повышать привлекательность здорового школьного питания;
- формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- освещать вопросы организации правильного питания перед педагогической и родительской общественностью.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
-сформированность здорового образа жизни обучающихся;
- сокращение количества отходов в школьной столовой.
Сроки реализации: 2024/2025 учебный год.
№ п/п |
Раздел/проводимые мероприятия |
Дата |
Ответственные |
|
|||
1.1 |
Изучение нормативных документов по организации горячего питания детей и подростков. |
Август, сентябрь |
Козырь Л.П., директор; Гриб А.А., заместитель директора по УВР |
1.2 |
Организация и работа членов бракеражной комиссии. |
Сентябрь, ежедневно |
Гриб А.А., заместитель директора по УВР |
1.3 |
Организация диетического питания для учащихся, имеющих медицинские показания. |
Сентябрь, ежедневно |
Козырь Л.П., директор; Гриб А.А., заместитель директора по УВР |
1.4 |
Совещание у директора «О реализации системы мер, направленных на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся». |
Сентябрь, далее по плану |
Козырь Л.П., директор; Гриб А.А., заместитель директора по УВР |
1.5 |
Развитие материально-технической базы школьной столовой. |
В течение года |
Петровец Л.М., заведующий хозяйством |
1.6 |
Продолжение работы по эстетическому оформлению обеденного зала и блюд. |
В течение года |
Петровец Л.М., заведующий хозяйством, повар Берченко И.С. |
II. Организация образовательной и информационно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания |
|||
1.2 |
Проведение тематических классных часов: «Режим питания. Правила поведения за столом»»; «Здоровое питание»; «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника»; «Питание и здоровье»; «Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой»; «Пищевые риски, продукты, опасные для здоровья»; «Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд» и др. |
В течение года |
Классные руководители |
2.3 |
Формирование навыков здорового питания учащихся на I ступени общего среднего образования через изучение учебных программ по учебным предметам «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение». |
В течение учебного года |
Педагоги I ступени общего среднего образования |
2.4 |
Формирование навыков здорового питания учащихся на II ступени общего среднего образования через изучение учебных программ по учебным предметам «Биология», «Физическая культура и здоровье». |
В течение учебного года |
Учителя-предметники |
2.5 |
Проведение конкурсов (видеороликов о здоровом питании, о приготовлении учащимися полезных блюд, фотографий, фотоколлажей «Здоровое питание», «Питание моей семьи», плакатов и др.) |
В течение года |
Классные руководители |
2.6 |
Проведение мастер-классов «Белорусская кухня» ( в рамках учебного занятия «Трудовое обучение»). |
Первая учебная четверть |
Учитель-предметник |
III. Взаимодействие с родительской общественностью |
|||
3.1 |
Общешкольное родительское собрание «Школьное питание сегодня». |
Сентябрь |
Козырь Л.П., директор; |
3.2 |
Анкетирование родителей по выяснению вкусовых предпочтений учащихся. |
В течение года |
Гриб А.А., заместитель директора по УВР, классные руководители |
3.3 |
Классные родительские собрания «Воспитание пищевой культуры учащихся», «Как питаться правильно» и др. |
В течение года |
Классные руководители |
3.4 |
Взаимодействие с родителями посредством интернет-ресурсов, мессенджеров по вопросам питания обучающихся. |
В течение года |
Классные руководители |
IV. Информационное сопровождение. Контрольно-аналитическая деятельность |
|||
4.1 |
Проведение мониторинга удовлетворенности школьным питанием, изучение мнения (анкетный либо устный опрос) обучающихся и их родителей по вопросам качества предоставляемого питания, вкусовых предпочтений и др. посредством интернет-ресурсов, мессенджеров, в очном формате при проведении родительских собраний. |
В течение года |
Гриб А.А., заместитель директора по УВР, классные руководители |
4.2 |
Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальной нормативной правовой и другой документации, касающейся вопросов организации питания. |
В течение года |
Процкая В.П., учитель |
4.3 |
Педагогический совет «О реализации Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся в государственном учреждении образования «Заходская базоваяя школа Речицкого района». |
Январь |
Гриб А.А., заместитель директора по УВР |
4.4 |
Оформление стенда «Питание и здоровье». |
Сентябрь |
Гриб А.А., заместитель директора по УВР |
4.5 |
Выставки книг в библиотеке «Формула здорового питания», «Кухни разных народов» и др. |
В течение года |
Ржевская С.Ю.., библиотекарь |