На наш взгляд, социально-педагогическое и психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения образования будет эффективным, если:
· Исходить из теоретических аспектов социально-педагогического и психологического сопровождения учащихся учреждения образования как важнейшего средства их социализации.
· В процессе формирования личности учитывать индивидуально-личностные психофизиологические и социально-психологические особенности учащихся.
· Организовать взаимодействие классных руководителей, педагогов, специалистов социально-педагогической и психологической службы, в ходе реализации модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мы считаем, что принципы социально-педагогического и психологического сопровождения, которыми мы руководствуемся, способствуют формированию нравственно здоровой, психически уравновешенной, социально устойчивой личности ребенка-сироты и ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и направлено на повышение уровня успеваемости, самооценки, всестороннего развития.
В работе с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования руководствуется следующими принципами:
· объективный характер изучения данной категории семьи;
· комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
· выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала;
· анализ реальной ситуации;
· осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребенка, его воспитанности;
· оптимистический подход к семье;
· единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
· установление неиспользованных резервов семейного воспитания.
Основными направлениями в работе с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-педагогической и психологической службой учреждения образования определяются следующие:
· сбор и предоставление информации о положении семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание помощи в получении различных льгот;
· содействие опекунам в выполнении их воспитательной функции;
· постоянное взаимодействие с законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· помощь в организации отдыха и досуга, учащихся из опекунских семей;
· организация педагогического просвещения законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганда здорового образа жизни.
Действенной формой работы с опекунскими семьями является посещение классными руководителями совместно с социально-педагогической службой учреждения образования семей учащихся на дому с целью оказания помощи опекунам в воспитании детей.
В учреждении образования налажено тесное сотрудничество с представителями здравоохранения, которые оказывают содействие в профилактической и просветительской работе среди учащихся и родителей.
Пытаясь сегодня найти пути повышения эффективности воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками, администрация и педагоги учреждения образования ведут поиск новых форм взаимодействия с семьей.